06:48 

Argos
21.04.2014 в 21:59
Пишет Graft:

ЯПОНСКИЕ ДОСПЕХИ: ТИПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Классификация японских доспехов – самое неблагодарное на свете дело. Малейшие изменения любой части приводят к появлению нового термина, и их количество исчисляется сотнями. Цель данной статьи не в классификации доспехов как таковой (единой классификационной системы не изобрели даже японцы, потому что один и тот же доспех может называться разными терминами - один четко обозначает общую технологию изготовления, другой тип шнуровки, третий учитывает наплечники и шлем, и так далее), а в рассмотрении основных видов доспехов различных эпох и самой основной терминологии их частей. Благодаря этому мне удалось избежать крайне "узких" терминов страшного вида, типа "кавадзуцуми-иёдзанэ-ни-маи-до".

P.S. Из-за ограничения объема текста на один пост мне придется разделить эту статью на две части, как это ни печально (вторая часть будет через несколько дней). Сквозная нумерация рисунков сохранится, потому что во второй части я временами ссылаюсь на рисунки из первой части. Картинке не в превью, полноразмерные, но обычно ограничены разрешением уровня 800х600. Статью можно открывать по кусочкам, чтобы гарантированно прогрузились все иллюстрации.

ВВЕДЕНИЕ


По временным рамкам доспехи можно разделить на три большие группы: древние доспехи (до IX века), классические доспехи (X - XV вв.) и так называемые "современные" доспехи (XV - XVI вв., после 1600 года прогресс в общем-то замер на месте). Каждая группа, само собой, имеет внутри себя подгруппы, но обычно предпочитают делить именно так. Собака зарыта вот где: доспехи разных подгрупп различаются не то чтобы кардинально, и основных типов их все-таки три (см. рис.1). Слева представитель древних доспехов, когда японская военно-научная мысль сильно зависела от континента: нет никаких заметных "японских" деталей, такие доспехи можно сходу назвать и китайскими, и корейскими. В центре один из вариантов классических доспехов с уже явно выделившимися специфическими чертами: здоровенный "ушастый" шлем, много шнуровки и есть отделка тканью, большие наплечники, доспех в целом выглядит коробчатым и угловатым. Справа типичный "современный" доспех: наплечники и шлем стали меньше, количество шнуровки тоже уменьшилось, кираса и наплечники приобрели скругленную форму.

Рис. 1.


1. ДРЕВНИЕ ДОСПЕХИ (до IX века)


Сразу же разъясню ситуацию с очень популярным мифом "доспехи самураев часто делались из дерева/бамбука". Вероятно, живучесть данного мифа объясняется тем, что самурайские доспехи очень часто имеют столько шнуровки, что она практически полностью перекрывает металлическую основу и непонятно, что там под ней. На самом деле, разумеется, это заблуждение. Самые древние кирасы действительно были сделаны из невыделанной кожи или твердой древесины; куски этих материалов соединялись между собой шнурами и покрывались лаком. Сохранилось только несколько фрагментов подобных кирас и они датируются I - II вв. Но уже в IV веке в Японии широко распространились железные доспехи, в то время как до появления самураев, напомню, оставалось еще не менее 400 лет (считается, что сословие военной аристократии буси начало появляться в VII - VIII вв. и окончательно сформировалось примерно к XI веку). Неметаллические доспехи занимают в японской истории примерно такое же место, что и щиты, вышедшие из употребления в III веке и не вернувшиеся - что-то доисторическое и далекое.

Наиболее древние доспехи почти полностью заимствованы из Китая и никакими сугубо японскими чертами еще не обладают. Их называют танко, время изобретения - стык IV - V вв. На рис. 2 изображена классическая схема танко и фотография танко образца середины V века. Весьма типичный шлем для этих доспехов называют сёкаку.

Рис. 2.


Элементы доспехов танко соединены заклепками. Первые экземпляры было крайне трудно напяливать на себя: спереди или сзади делался разрез, стягиваемый завязками, а чтобы влезть в нее, приходилось сначала (с помощью окружающих) с силой раздвигать половинки кирасы. Довольно быстро это неудобство было исправлено - начали делать кирасы с шарниром, чтобы откидывать в сторону часть кирасы без особых усилий (обычно это была правая передняя четверть). Сверху на кирасу накладывались наплечники, связываемые спереди и сзади, а снизу крепилась защитная юбка кусадзури. Она имела форму колокола и разрезы по бокам, чтобы не мешать ногам при ходьбе. Что характерно, большинство кирас от танко находят без кусадзури; либо их использовали только наиболее богатые личности, либо они были изготовлены из материалов худшего качества и просто не могли протянуть долгие века в земле.

В V веке в Японию завезли лошадей и появились конные сражения. Гибкие ламеллярные доспехи приспособлены для верховой езды куда лучше, чем жесткие танко, и вот ближе к концу V века был изобретен новый тип доспеха, кэйко. Первые варианты тоже еще напоминают континентальные доспехи (см. рис. 3, слева). Более поздние кэйко, датируемые VIII - IX вв., уже приближены к классическим японским доспехам - шлем больше напоминает появившиеся позже типичные японские кабуто, а сам доспех приобретает упомянутую выше коробчатую форму, свойственную доспехам будущих веков (см. рис. 3, справа). Это неудивительно, потому что как раз в VIII - IX вв. изобретают первые типы классических доспехов, но об этом позже. На рис.4 фотография современной реконструкции доспехов кэйко VI века.

Рис. 3


Рис. 4.


Фактически, за исключением перехода к ламеллярной технологии изготовления доспехов, кэйко слабо отличался от танко, разве что новый тип шлема, мабидзаси, выглядит другим. Все так же имеются в наличии массивные наплечники, надевающиеся сверху кирасы, завязки на кирасе (правда, ламеллярную кирасу надевать было не в пример проще клепаной даже без шарнира), широкая юбка-кусадзури. В скобках замечу, что японцы вплоть до VII века использовали и танко, и кэйко параллельно - пехота ощущала себя и в танко достаточно удобно, а всадники надевали преимущественно кэйко. В свою очередь, уже после перехода на следующую ступень развития (по нашей терминологии - ко второй группе, классическим доспехам), кэйко еще худо-бедно использовались.

Что касается одежды, которую носили японцы тех времен под доспехом, информации почти никакой нет. Вероятно, что их одежда, как и доспехи, крайне слабо отличалась от китайской и корейской.

2. КЛАССИЧЕСКИЕ ДОСПЕХИ (X - XV вв.)


И вот стартует эпоха Хэйан (VIII - XII вв., 794 - 1185 гг.), время, когда японские доспехи наконец стали приобретать индивидуальность. Многое еще будет изменяться, но базис закладывается именно сейчас. На рис. 5 представлена краткая терминология основных частей доспеха, начиная с IX - X вв. и до самого конца.

Рис. 5


Для обозначения конкретного типа части доспеха, как я уже говорил выше, существуют сотни дополнительных терминов, на схеме приведены общие. Кабуто - шлем, мэн-гу - защита лица, нодава - защита шеи, сендан-но-ита и кюби-но-ита - защита подмышеки плечевых ремней кирасы, до - кираса, содэ - наплечники, котэ - наручи, кусадзури - защитная юбка, хайдатэ - защита бедер, сунэатэ - поножи. В разное время и в разных типах доспехов присутствовали не все эти элементы, по многим причинам, начиная от уровня обеспеченности конкретного воина и заканчивая модой. Основой считались шесть элементов под общим названием "рокугу": шлем, защита лица, кираса, набедренники, наручи и поножи. Забегая вперед - даже эти элементы носились не всеми воинами и не всегда.

2.1. КИРАСА И НАПЛЕЧНИКИ


Вернемся к конкретным типам доспехов данного периода. В ранний Хэйан все еще использовались кэйко (это заметно по пересечению временных рамок: Хэйан ведет отсчет от VIII века, а древние доспехи, как следует из нашей терминологии, это всё до IX века). Позже, в IX - X вв., сформировались так называемые классические доспехи. На протяжении периодов Хэйан, Камакура (XII - XIV вв., 1185 - 1333 гг.) и Намбокутё (XIV в., 1333 - 1392 гг.) эти доспехи незначительно изменялись, но в целом оставались прежними. Их общее название - санэ-ёрой или кодзан-до. Сразу же отмечу, что классификация доспеха в целом не в последнюю очередь зависит от кирасы, и именно поэтому многие типы обозначаются двумя терминами: со словом "ёрой" ("доспех") и со словом "до" ("кираса"). Наибольшую популярность среди санэ-ёрой завоевал такой тип доспехов, как о-ёрой, дословно "большой доспех" (см. рис. 6). Это самый знаменитый и популярный доспех перечисленных выше трех эпох. Он имеет куда больше деталей, чем древние доспехи, поэтому проще всего рассмотреть его по схемам. Сначала обратимся к основному элементу - кирасе (см. рис. 7).

Рис. 6.


Рис. 7.


Сразу бросается в глаза, что развернутая кираса находится справа, а какой-то непонятный отдельный кусочек - слева. Этот кусочек, ваидатэ (иногда его называют вакидатэ), закрывает правый бок. Он отстегивается не зря: во-первых, так удобнее влезать в кирасу, во-вторых, из-за уменьшенного относительно всей кирасы размера он позволяет свободнее двигать правой рукой. Основная пластина, цубо-ита, закрывает бок. На рис. 7 она ошибочно именуется цубо-но-о. Как вы видите, там два разных предмета именуются цубо-но-о; видимо, опечатка. Ниже к ней присоединена кожаная пластина, комори-дзукэ, к которой прикреплена часть защитной юбки, которая будет закрывать правое бедро (чтобы отделить ее от других частей юбки-кусадзури, эту называют уточняющим термином ваидатэ-но-кусадзури). При надевании ваидатэ крепится у плеча шнуром цубо-но-о, а на поясе - шнуром коси-но-о.

Основную часть кирасы надевают только после крепления на теле ваидатэ. На рис.7, слева, видна разделительная вертикальная полоса; она делит кирасу на три основных уровня. Нижняя часть кирасы, защитная юбка кусадзури, лежала на бедрах (разделение ее на три части, на спине, груди и левом боку, породило три термина для уточнения - хикисики-но-кусадзури, маэ-но-кусадзури и имукэ-но-кусадзури соответственно). Каждая часть кусадзури состояла из 5 рядов пластинок. Основная часть кирасы, защищающая грудь, левый бок и спину, называется накагава и состоит из четырех рядов пластинок. Верхнюю часть груди и спины прикрывали 2-3 ряда уменьшенных пластинок; эта часть кирасы называется татэагэ. Под левой рукой, чтобы она могла нормально двигаться, понятное дело, татэагэ не было - только небольшая пластина ваки-ита. К слову, и грудь, и спина кирасы имеют ряды пластин накагава и татэагэ, хотя на картинке кажется, что нагрудная пластина цельная; на самом деле это типичная для о-ёрой тканевая обтяжка, цурабасири, поверх металлических пластин. Она была нужна, чтобы спущенная тетива лука (в этот период, напомню, лук пользовался большой популярностью) не задевала топорщащиеся края пластин. Татэагэ на спине кирасы имела специальную терминологию для каждого ряда: верх, кэсё-но-ита, представлял собой кожаную переходную полосу к плечевым застежкам; средняя часть, моко-ита, состояла из соединенных стандартным образом пластинок; нижняя часть, сака-ита, состояла из пластин, сошнурованных обратным способом, благодаря чему наспинные застежки кирасы можно было откинуть назад. Отходящее от сака-ита большое кольцо с толстым шнуром, агэмаки, служило для дополнительного крепления наплечников (об этом позже).

На ключицах передняя и задняя часть кирасы соединялись шнурами и застежками. От верха спины отходила цельная пластина осицукэ-но-ита, а от нее вверх шли ремни-застежки ватагами, на концах которых были шнуры такахимо. Именно этими шнурами спина кирасы прикреплялась к груди. На рисунке на ватагами отмечены еще две детали: металлические вертикальные пластины сёдзи-но-ита (они защищали эту уязвимую часть доспеха от ударов) и петли гуми-ва (к ним крепились наплечники). Навстречу ватагами от груди кирасы отходила цельная металлическая пластина муна-ита, похожая на наспинную осицукэ-но-ита и выполняющая те же функции. Таким образом, мы с грехом пополам наконец соединили переднюю и заднюю части кирасы, осталось закрепить ее на корпусе. Для этого служили два шнура, хикиавасэ-но-о и до-саки-но-о - один из них фиксировал кирасу под руками, а второй на уровне пояса.

Теперь можно перейти к защите для подмышек и плечевых креплений кирасы, сэндан-но-ита и кюби-но-ита (правый и левый элемент имеют различное название, поскольку они различаются конструктивно). Кюби-но-ита представляла собой цельную кожаную (иногда металлическую) пластину. Левой руке особенная подвижность не нужна, да и высоко ее не поднимают, значит, нет необходимости в хорошей защите. Правая рука, наоборот, обладает большей подвижностью и при ударах мечом поднимается достаточно высоко, открывая подмышку. Поэтому сэндан-но-ита обычно состояла из трех рядов пластинок чуть меньшего размера, чем те, что использовались на доспехе. Это обеспечивало и хорошую защиту, и хорошую подвижность. На рис.8 очень хорошо видны обе части: сэндан-но-ита и кюби-но-ита висят на груди кирасы, первая пластинчатая, вторая цельная и более узкая, сверху обтянута тканью.

Рис. 8.
]


Наплечники данного типа доспеха называются о-содэ, дословно "большие наплечники", и полностью соответствуют своему названию. У них две характерные черты, не свойственные ни ранним, ни более поздним вариантам наплечников. Во-первых, они абсолютно плоские, тогда как у древних и "современных" доспехов наплечники скругленные и сильнее облегают плечи. Во-вторых, они очень легко отходят назад, практически за спину. Этому есть простое объяснение. Как раз в эпоху Хэйан становится популярным лук. До того воины использовали в основном мечи и древковое оружие, позже они стали использоваться все это одновременно. При стрельбе из лука облегающие скругленные наплечники будут доставлять проблемы: они мешают высоко поднимать руки и отводить их далеко в стороны и назад, в общем, несколько ограничивают подвижность. В будущем самураи снова придут к концепции скругленных наплечников, но сейчас в подавляющем большинстве случаев всадники используют лук, хватаясь за другое оружие только в моменты крайней необходимости. Для стрельбы из лука нет ничего лучше о-содэ - из-за своей абсолютной плоскости они легко съезжают за спину и, обеспечивая при этом относительно неплохой уровень защиты от ударов сбоку (а уж со спины защита вообще получается двухслойная), нисколько не мешают натягивать тетиву.

Конструкция о-содэ достаточно проста (см. рис. 9).

Рис. 9.


Основная часть наплечника состоит из уже привычных рядов сошнурованных пластин (их может быть от 5 до 7). На верхней части наплечника находится сплошная металлическая пластина, каммури-но-ита, своего рода гребень. Он создает дополнительную защиту от ударов по ключицам сверху. На наплечнике, как вы видите, есть четыре кольца для подвязывания шнуров. Шнуры от переднего и центрального кольца удерживают наплечник на плечевом ремне кирасы. Шнур от заднего кольца подвязывался к петлям свисающего со спины кирасы агэмаки (помните его на схеме кирасы?), а шнур от отдельно отстоящего кольца, находящегося в центре задней части наплечника, подвязывался к основанию агэмаки. Таким образом, наплечник хорошо крепился к кирасе и при этом, благодаря разному уровню стяжки двух задних шнуров и агэмаки, мог либо лежать на плече более-менее ровно, либо сильно отходить назад и удерживаться в этом положении. На рис. 10 хорошо видна эта сложная система: наплечники привязаны к основанию агэмаки и к его петлям, и благодаря этому отведены назад.

Рис. 10.


Насколько свободно можно двигать руками с отведенными и связанными таким образом наплечниками, видно на рис. 11. Тип доспеха уже более новый, однако наплечники все еще выполнены в старом стиле - они плоские и отводятся назад.

Рис. 11.


2.2. ШЛЕМ


Теперь рассмотрим второй по значимости после кирасы элемент доспеха - шлем. На рис. 12 представлен один из шлемов конца Хэйан - начала Камакура, типичный представительно шлемов для классических доспехов, хоси-кабуто.

Рис. 12.


Любой тип кабуто, и этот в частности, делится на две большие части: это хати, защита черепа, и сикоро, защита шеи. Хати сделан из полос металла, соединенных заклепками хоси. Эти заклепки очень сильно выступают на поверхность шлема, создавая что-то похожее на шипы. Верх шлема усилен накладкой тэхэн-конамоно, а в ее центре находится отверстие, тэхэн. Как вы, наверное, знаете, типичная косичка самурая, лежащая на голове от темени ко лбу, появилась достаточно поздно, ближе к началу эпохи Эдо (1600 г.), а до того воины носили торчащие вверх пучки волос. Этот пучок как раз и должен был торчать наверх через тэхэн - это было дополнительной точкой фиксации достаточно тяжелого шлема, который в Хэйан еще не имел подкладки и держался фактически только на шнурах у подбородка и шеи. Довольно скоро это отверстие перестали делать, однако декоративная "маковка"-тэхэн украшала шлемы и всех классических, и всех "современных" доспехов. От тэхэн по лбу шлема проходят дополнительные усиливающие полосы строго определенной стреловидной формы, синодарэ. Чаще всего этих полос было три. Над глазами располагался козырек мабидзаси, прикрепленный к основному шлему специальными усиленными заклепками санко-но-бё. На затылке шлема находилось кольцо каса-дзируси-но-кан со шнуром агэмаки (главное, не перепутать этот агэмаки с тем, что находится на спине кирасы). К этому шнуру крепился специальный опознавательный флажок, ведь широко известных больших флажков, крепящихся вертикально за спиной, еще не изобрели. Самый нижний уровень хати - стальная полоса косимаки, к которой крепится защита шеи сикоро. Сикоро чаще всего состояла из четырех рядов пластин; верхний ряд, хати-цукэ-но-ита, был наиболее жестким, а нижний, хиси-нуи-но-ита, наиболее мягким и часто был не продолжением сикоро, а свисал более вертикально вниз. Около висков сикоро переходила в огромные "уши", типичные для шлемов классических доспехов. Это фукигаэси, специальные пластины, предохраняющие от ударов сбоку и создающие противовес тяжелой сикоро, оттягивающей шлем назад - шнуры кабуто-но-о, крепившие шлем на шее и подбородке, фиксировали его недостаточно жестко. В подавляющем большинстве случае фукигаэси шлемов классических доспехов обтягивались декоративной материей и имели декоративные украшения, фукигаэси-но-суэмон. Эти украшения иногда были просто огромными (см. рис. 13). На этом фото хорошо видны и три стреловидные золоченые полосы синодарэ, и рельефные заклепки хоси.

Рис. 13.


Кстати, только в эпоху Камакура стали входить в моду широко известные японские украшения шлемов в виде металлических фигурных штуковин, укрепленных на лбу. Они назывались кувагата и стали широко использоваться только в XIV - XV вв. Как вы видите, на фото выше человек в достаточно дорогом шлеме, но при этом кувагата еще нет (в то время как позже шлемы с кувагата стали носить даже самураи достаточно низких рангов).

Нельзя рассматривать шлемы и не вспомнить про разного рода маски, которыми самураи защищали лица. До фигурных масок, напоминающих человеческое лицо, еще несколько столетий, но уже в Хэйан воины использовали примитивные маски - хаппури, закрывавшие лоб и щеки (см. рис. 14, слева). Обеспеченные воины надевали хаппури под шлем, а простые пехотинцы нередко использовали ее отдельно, без шлема. В период Камакура стали пользоваться популярностью маски хамбо (см. рис. 14, справа), которые закрывали подбородок и нижнюю челюсть. На основе хамбо очень быстро была изобретена усовершенствованная маска хоатэ, которая была шире и таким образом защищала еще и щеки до уровня глаз.

Рис. 14.


В период Камакура также впервые было изобретено защитное ожерелье для шеи. В Хэйан воины не только часто пренебрегали защитными масками, но и не заботились о том, чтобы защитить горло - сказалось то, что большинство обеспеченных воинов, способных позволить себе любые доспехи, были конными лучниками, редко вступали в ближний бой и не испытывали особой нужды в защите лица и шеи, предпочитая этому возможность свободно вертеть головой в стороны и иметь хороший обзор. Однако в Камакура буси уже вновь взялись за клинковое и древковое оружие, и им потребовалась защита шеи. Защитное ожерелье именуется общим термином нодава. Было три разновидности данного предмета: собственно, нодава, с завязками, мэгурива, с крючками, и эрива, с застежкой (см. рис. 15). Не будет ошибкой любое защитное ожерелье называть нодава. Этому способствовал и прогресс: в середине Камакура нодава уже редко были отдельно надевающимся элементом доспеха, а обычно прикреплялась к нижней части масок хамбо и хоатэ. Тенденция сохранилась и в будущем, так как защитные маски с каждым столетием становились все более популярными.

Рис. 15.


2.3. НАРУЧИ И ПОНОЖИ


Я думаю, все помнят сложные преобразования, через которые прошли погоны на просторах нашего отечества. Сначала их носили только солдаты, потом начали носить все, потом отменили вовсе, потом носили один погон, снова два... Примерно то же самое происходило с наручами в Японии. Первые наручи изобрели в самом конце Хэйана. Точнее, не наручи, а наруч - его носили только на левой руке, которой держали лук. Те, кто когда-либо практиковался в стрельбе из лука, в курсе, что отпущенная тетива может достаточно сильно хлопнуть по левой руке. Для защиты в разных частях света изобретали и наручи, и перчатки, и специальную одежду. Японцы предпочли наруч. Поначалу он представлял собой специальный рукав, который был исключительно тканевым и не имел металлических пластин, кроме как на тыльной стороне ладони. Только в конце XIII века, спустя сто лет, когда воины снова стали вооружаться древковым оружием и стала набирать популярность нагината, наручи стали носить на обоих руках и они стали покрываться характерными японскими пластинами. Японские наручи именуются общим термином котэ, для уточнения нюансов есть специальные приставки. На рис. 16 представлена два основных типа наручей для классических доспехов: слева ёсицунэ-готэ (XII - XIII вв.), справа о-сино-готэ (XIII - XIV вв.). Надеюсь, все в курсе, что при добавлении слова-приставки к японскому термину первая его буква заменяется на звонкую - в данном случае "котэ" изменилось на "готэ". Это я так, на всякий случай.

Рис. 16.


Наруч надевался, как обычный рукав, и притягивался к торсу специальными шнурами; они шли поперек груди и связывались на боку. Позже, когда стали носить два наруча, появился еще один дополнительный шнур - они связывали два наруча между собой для улучшения фиксации. Чтобы наруч плотно сидел по руке, нужно было затянуть шнуровку, идущую вдоль всей внутренней стороны рукава. Получить удар по внутренней стороне руки, разрубающий шнуровку и сам рукав (ведь там он не имел нашитых металлических пластин), было очень затруднительно, да и прорубить его было не так-то просто: обычно его делали из трех слоев ткани с кожаной окантовкой. Впрочем, колющий удар в подмышку (так особенно любили колоть копьями) все равно мог привести к тяжелому ранению, так что слишком сильно задирать руки и долго задерживать их в этом положении не стоило.

Поножи имели более простую конструкцию, нежели наручи. Это были обычные металлические полосы, приклепанные на тканевую основу, и крепившиеся к ноге двумя завязками, на щиколотке и под коленом. Первые поножи появились, как и наручи, только в конце Хэйана. Они получили название сунэатэ, и этот термин сохранился за ними и в дальнейшем. Ранние поножи под названием цуцу-сунэатэ состояли из трех пластин, закрывающих переднюю часть голени, и одной укороченной пластины, прикрывающей ее заднюю часть (см. рис. 17, справа). Как вы можете заметить, металлические полосы имеют достаточно сложную форму, чтобы плотнее прилегать к ноге. Сверху располагались три пластины, обшитые тканью и образующие наколенник. Цуцу-сунэатэ были весьма прочными и пользовались успехом, пока на поле боя вообще существовали доспехи, но после Хэйана появились и новые модификации. Основным вторым типом поножей для классических доспехов были сино-сунэатэ (см. рис. 17, слева). Пластины были заменены на узкие полоски треугольной формы (углом наружу, чтобы повысить жесткость конструкции), которые соединялись между собой кольчугой. Эти поножи защищали немногим хуже, но были значительно легче, что немаловажно даже для всадника, не говоря уж про пехотинцев. Сино-сунэатэ тоже пользовались популярностью вплоть до конца эпохи доспехов.

Рис. 17.


Беседуя о наручах и поножах, сложно не задеть такую тему, как кольчуга, или, если пользоваться японским термином, кусари (в данном случае терминология несколько неудобная - "кусари" переводится примерно как "цепь, последовательность соединенных колец", так что, например, боевую цепь тоже будут называть "кусари"). Уже на стыке периодов Камакура и Намбокутё, в XIV веке, отдельные пластины в наручах и поножах частенько соединялись кольчугой, а в дальнейшем эта тенденция будет только прогрессировать. Собственно, первые японские разработки кольчужной защиты стартовали как раз в XIV веке. У нее есть три серьезных отличия от европейской, которые вытекают одно из другого. Во-первых, практически всю эпоху доспехов японцы не предполагали, что кольчуга будет цельной защитой сама по себе. Иными словами, для защиты своих тел они использовали лишь кусочки кольчуги в качестве соединителя металлических пластин, но никаких полноценных кольчужных рубашек и прочего не изобретали. Только в эпоху Эдо, после 1600 года, кое-что изменилось, но об этом в соответствующем разделе. Во-вторых, если кольчуга выступала только как соединитель приклепанных к тканевой подкладке пластин, то - весьма логично - ее тоже стали крепить к этой тканевой подкладке. Иными словами, в Японии проблематично найти кольчугу саму по себе, не пришитую/не приклепанную к ткани в качестве основы. Если вы помните европейскую историю (да и азиатскую, пожалуй), те же кольчужные рубахи тоже не использовались отдельно, их надевали на разного рода поддоспешники, которые смягчали удары, но они не пришивались к ним намертво; все же отдельную кольчугу "в вакууме" найти за пределами Японии было легко. Смешно, что с оружием все было с точностью до наоборот: во всем мире оружие от мечей до копий склепывалось в единое целое, максимум, что было возможно - заменить древко. В Японии, напротив, оружие было максимально разборным, чтобы можно было заменить любой его элемент. И самое интересное кроется в пункте "в-третьих". Как я опять-таки надеюсь, все в курсе, что подавляющее количество европейских кольчуг представляли собой простое соединение колец (см. рис. 18). Принципов было несколько, типа "5 к 1", "8 к 1" и т.д., но суть оставалось неизменной.

Рис. 18.


В чем особенность такой кольчуги? Она никогда не будет плотно прилегать к телу, потому что из-за того, что кольца заходят друг на друга, они будут топорщиться. Разумеется, европейцам до этого было мало дела: на толстом поддоспешнике никаких неприятностей это не доставляло, в плане защиты тоже хуже не становилось. Однако для японцев подобная система не подошла бы - плотно пришить к основе такую кольчугу невозможно. Они изобрели собственную конструкцию. Суть ее была неизменна независимо от типа кольчуги: круглые кольца, лежащие в плоскости доспеха (нака-гусари) соединялись между собой овальными кольцами, лежащими перпендикулярно к плоскости доспеха (какэ-гусари). Эта система не позволяла кольцам топорщиться. Несколько отличающихся типов плетения кольчуги представлены на рис. 19.

Рис. 19.


Самым популярным (пожалуй, не менее 90% от всех изделий) был тип со-гусари, с принципом "четыре соединения на кольцо". Эта система хорошо защищала, легко присоединялась к пластинам и предоставляла достаточную подвижность. Остальные типы либо улучшали подвижность конструкции (камэ-ко-гусари), либо делали ее прочнее (аса-но-ха-гусари - за счет увеличения количества соединений до шести, сэйро-гусари - за счет двойных колец). В одном доспехе очень часто использовалось несколько вариантов кольчуги. На рис. 20 представлено плечо достаточно типичного котэ. Можно заметить что на внешней стороне плеча кольчуга обладает более частым плетением и потому лучше защищает, а на внутренней стороне, где защита нужна меньше, а ткань должна быть в состоянии сильно сминаться, используется тип кольчуги с "окнами".

Рис. 20.


В заключение замечу, что когда японцы уже в XVI веке познакомились с европейскими кольчугами, появился тип плетения намбан-гусари, в точности повторяющий европейский, с кольцами одного типа.

2.4. ПОДДОСПЕШНАЯ ОДЕЖДА И ПОРЯДОК ОБЛАЧЕНИЯ В ДОСПЕХИ


Спектр одежды, которую носили под доспехами, невелик. Высокоранговые самураи надевали хакама (полагаю, все представляют, что это) и ёрой-хитатарэ (см. рис. 21).

Рис. 21.


Эта одежда отличалась специальными шнурами, продернутыми через рукава. Эти шнуры стягивали на запястьях и крепили петлей к среднему пальцу руки, чтобы рукав не сдвигался под доспехами к локтю (что характерно, так как долгое время использовался только один левый наруч, то стягивали лишь правый рукав - левый и так находился под наручем и не мешал). Хакама с той же целью обычно подвязывали у колена, чтобы сверху можно было наложить поножи.

Самураи низких рангов и простолюдины носили хадаги и кобагама (см. рис. 22). Разница в целом в том, что на эту одежду шло меньше ткани, да и сама ткань была дешевле.

Рис. 22.


В случае зимних маневров могли надеть еще кигоми, специальную ватную одежду (см. рис. 23). Она представляла собой копию хадаги и кобагама, только была толще и с ватной прослойкой. Самураи побогаче надевали ее под основную одежду (чтобы была видна красивая расцветка и дорогая ткань ёрой-хитатарэ и хакама), простые воины могли бегать только в ней.

Рис. 23.


На голову в качестве подшлемника надевали либо обычную шапочку каммури, либо более высокостатусную высокую шапочку эбоси. После облачения во всю эту одежду можно было надевать доспехи. Поверх доспехов надевался только пояса - сначала функциональный пояс сотэй-но-о, который держал мечи, а сверху более красивый и широкий оби, чтобы прикрыть некрасивые узлы. Что же касается обуви, то богатые самураи носили башмаки из кожи поверх широко известных японских носков таби, а те, что попроще - стандартные японские плетеные сандалии, варадзи.

Теперь рассмотрим, собственно, сам процесс надевания доспехов. В качестве иллюстрации я выбрал самурая высшего ранга эпохи Камакура, облачающегося в доспех о-ёрой, так как это середина рассматриваемого периода и самый популярный доспех из всех классических. Сначала он облачается в обычную нижнюю одежду и подвязывает шапочку эбоси специальной тканевой полосой, чтобы надежно закрепить ее на голове. На руки надеваются короткие тканевые перчатки, чтобы не натереть ладони и пальцы о наруч (см. рис. 24, слева). Потом самурай облачается в ёрой-хитатарэ и хакама, подвязывает хакама у колен, стягивает у запястья правый рукав, надевает поножи и кожаную обувь (см. рис. 24, справа).

Рис. 24.


Далее самурай закрепляет выше колен немного нетипичную для того времени деталь, набедренники хайдатэ, которые будут повсеместно использовать лишь в "современных" доспехах. После этого натягивается единственный левый наруч-котэ, надевается защитное ожерелье нодава и крепится ваидатэ - та самая отдельная часть кирасы с куском латной юбки, о которой говорилось выше (см. рис. 25, слева). Потом надевается кираса с заранее прикрепленными наплечниками, оруженосец притягивает наплечники к шнуру агэмаки на спине кирасы, а поверх нее затягивается два пояса, сотэй-но-о и оби (см. рис. 25, справа). За пояс затыкается короткий меч.

Рис. 25.


Теперь осталось прицепить к поясу тати и колчан стрел, оруженосец надевает на самурая шлем... осталось взять в руки лук и веер, и военачальник готов xDD (см. рис. 26)

Рис. 26.


В реальности облаченный в о-ёрой высокоранговый самурай выглядел примерно так (см. рис. 27). Это уже эпоха Намбокутё, XIV век, закат классических доспехов. Защитная юбка кусадзури немного короче, чем в Хэйан и Камакура, на шлеме уже появилось "рогатое" украшение кувагата. При этом доспех все еще соответствует стандартам своего времени: защита шеи сикоро на шлеме очень широкая, шлем в целом весьма крупный, кираса и юбка своими формами напоминают коробку.

Рис. 27.


На следующем фото изображен самурай несколько ниже рангом (см. рис. 28). Так как ему предстоит работать нагинатой, правый рукав очень короткий, а не типичный широкий и длинный. Забавная деталь: ножны меча покрыты мехом по моде XII - XIII вв.

Рис. 28.


URL записи

@темы: оружие и вооружение, Япония

URL
Комментарии
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

История и Настоящее

главная