Argos
29.04.2010 в 20:56
Пишет Samuray-08:

Эволюция японского доспеха
добавил несколько десятков картинок в конце

Это перевод статьи Лизы Ши "История японского доспеха" с ее сайта по адресу
www.geocities.com/Tokyo/8353.
Статья немного поверхностная, не дано названий доспехов по периодам
(оёрои, харамаки, тосей-гусоку и т.д.), но показан процесс изменения
доспеха, поэтому я назвал этот материал "эволюцией".


Не очень много известно о ранних типах доспехов. Мало осталось целых образцов, поэтому информацию об этих типах и способах изготовления черпают из ханива - глиняных фигур, которые находят в могильниках. По этим фигурам и некоторым хорошо сохранившимся остаткам доспехов делают вывод, что ранние японские доспехи (2 век н.э.) были предназначены исключительно для пехотинцев.

Доспех изготовлялся из больших железных пластин, скрепленных кожаными ремнями. Самые ранние типы доспеха имеют форму, открывающуюся в одном месте (спереди) и завязывающуюся при помощи матерчатых шнурков. Более поздний вариант имеет петельные элементы на передних пластинах, чтобы обеспечить "вход" в доспех. Для перекрытия верха ног и рук также использовались пластины, связанные кожаными шнурками. Низ конечностей был уязвим для атаки.

Единственной формой декорации доспеха этого периода были орнаментальные отделки из кожи и, может быть, павлиньи султаны на шлемах.

В 10-11 веках стали широко использоваться лошади.

Для воинов акцент сместился с пехотных столкновений к стрельбе из луков и битвах на лошадях. Защитное вооружение, следовательно, тоже претерпело изменения. Доспех стал не только более гибким и удобным, но и стал более богато украшенным в соответствии с веяниями эпохи Хэйан.

Доспех теперь изготовлялся из железных и сыромятных кожаных пластинок (санэ). Их красили лаком перед связыванием, чтобы предотвратить их повреждение. Т.к. кожа пользовалась спросом, отделку делали из шелка. Геометрические фигуры и цветы стали использоваться в декорации. В те времена цвета и фигуры не имели ничего общего с фамильными мон (гербами) и зависели только от предпочтений носившего.

Когда монголы напали во второй раз (первое нападение не повлекло больших столкновений; во второй раз против японцев было выставлено около 150000 воинов), японцы осознали, что традиционные методы ведения войны оказались печально проигрышными против пришельцев. Монголы не чурались стрелять по лошадям самураев, а спешенный самурай был громоздок и тяжел. К тому же арбалеты и взрывчатые вещества монголов далеко превосходили луки и стрелы самураев. С этого момента стрельба из лука стала менее важной, а лошади вернулись к своей роли транспорта.

Переход к разнообразному оружию - нагината, кумадэ, кама - вызвал изменения способа изготовления доспеха. Новое оружие было все хорошо заточено, поэтому пластинки на доспехи стали мельче и жестче. Внешняя сторона каждой пластинки была рельефной и выгнутой наружу. Эти пластинки затем были заменены на плоские пластинки, покрытые сверху лаком. Такие пластинки назывались кодзанэ.

Вскоре было сделано еще одно усовершенствование. Кодзанэ немного расширились, а площадь перекрытия доспешными элементами сильно уменьшилась. Чтобы обеспечить защиту, подобную предыдущей, кодзанэ собирались на кожаную основу. Лакировка стала более изысканной и сложной. Использовались различные цвета, часто - глазурь для предания блеска, смешанные материалы для ощущения текстуры, металлические элементы для придания богатого вида.

Много изменений было сделано, чтобы облегчить новые требования к пешему сражению. Нижняя часть теперь делилась, чтобы было легче ходить, добавлены пластинки для защиты подмышек и других уязвимых зон. Защищены были также места, считавшиеся труднодоступными, если защищающийся находился на лошади.

Доспех теперь - также способ демонстрации богатства и процветания. Орнаментальные медные пластины добавляются куда только можно, все пластинки оформляются какими-либо украшениями, заклепки снабжались гербами владельца.

Во время периода Намбокутё (14 век) кольчуга начинает использоваться исключительно под доспехом. Чтобы предотвратить ржавление, ее покрывают черным лаком. Назначение кольчуги - закрывать промежутки между доспешными элементами, которые все еще остаются после переоборудования доспеха в пехотный образец.

Следующий шаг в развитии доспеха был сделан во времена сегуната Асикига. Асикага вел расточительный и дорогой образ жизни. Он обложил крестьян налогом в 2/3 их дохода. Крестьяне восставали, прибегали к помощи судей и даже иногда получали компенсацию. Одним из результатов восстаний было то, что самураи почувствовали, что они должны быть готовы к атаке в любую минуту. Необходимо было сконструировать такой доспех, чтобы он мог носиться под обычной одеждой. Доспех стал облегающим, более пригнанным, менее громоздким и, как следствие, менее эффективным.

В течении 16 века Япония почти постоянно находилась в состоянии войны. Т.к. все больше и больше самураев носило традиционный доспех, его недостатки стали более заметными. Имея кожаные ремни, доспех был подвержен повреждению в очень жарких или очень холодных районах. Так же, если ремни начинали гнить во время продолжительных компаний, следующие за этим вши и другие насекомые делали невыносимой жизнь владельца доспеха.

Наипервейшая проблема была в количестве - большое количество инструментов требовалось на короткий промежуток времени. Различные методы были придуманы для снижения времени производства, включая новый метод связывания, при котором использовалось в два раза меньше кожи. Другой метод состоял в особом распределении пластинок - вместо полосок использовались несколько больших пластин на тканевой основе. Кольчуга прикрывала соединения. Такой доспех можно было сворачивать и переносить на битву и с битвы. Этот тип доспеха назвали татами-до. Его единственным недостатком была нехватка жесткости. Эту проблему решали путем вставки металлических подкладок (ребер) после одевания доспеха.


Защитное снаряжение феодальной Японии

Древнейшие доспехи японских воинов (до V в. н.э.) изготавливались из формовых железных пластин. Они назывались "танко" и были очень похожи на древнекитайские кожаные образцы. Например, в японском доспехе использовался тот же способ шнуровки кожаными ремнями, позволяющий соединять пластины в единое целое.

Однако находки, относящиеся к более позднему периоду, отличает особый японский стиль, характеризующийся использованием для крепления специальных петель и заклепок. Классический японский доспех кодзан-до является истинно японским порождением и не имеют нигде даже приблизительных аналогов. Невозможно точно сказать, когда появились первые кодзан-до. Наиболее старые из сохранившихся принадлежат эпохе Камакура, а шлемы встречаются еще более древние. В письменных и художественных источниках, дошедших до нашего времени, такие доспехи описываются уже с Х в. нашей эры.

Все доспехи кодзан-до изготовлены из множества небольших металлических или кожаных пластин санэ, скрепленных между собой цветным шнуром обосизэ, придающим японским доспехам красочный вид. Горизонтальные ряды мелких пластин, накладывавшихся друг на друга и переплетенных шелковыми или, реже, кожаными шнурами, образовывали прочную и подвижную конструкцию, которая подходила как для конного, так и для пешего боя холодным оружием. Наиболее известный из всех японских доспехов, о-ёрой, первоначально предназначался для защиты конного воина, ведущего бой из лука с дальней дистанции. Поскольку Япония издревле не отличалась обилием лошадей, о-ёрой оставался достоянием высших слоев военного сословия. Он явился продолжением более ранних комплектов защиты танко (кираса из двух пластин, закрывающих грудь и спину, с широкой, в виде колокола, юбкой из небольших пластинок, скрепленных шнурами) и кэйко (древний пластинчатый доспех).

О-ёрой. Основной частью доспеха была кираса до. В отличие от европейских доспехов, где кираса обычно состояла из передней и задней выпуклых пластин, в японском до была только передняя пластина цурубаси-ри. Плоская по форме, она оклеивалась кожей с красивым рисунком. Нагрудная пластина не была симметричной; более широкая в нижней части, она сужалась кверху, образуя подобие трапеции, причем в верхней половине слева имелся неглубокий вырез для более свободных движений рукой. От левого края цурубасири начинались горизонтальные ряды пластин, густо переплетенных шнурами. Пластины огибали левый бок воина и защищали спину, но до правого бока не доходили. Под мышкой располагались три, реже, два ряда пластин, на спине же число их достигало пяти-семи. Уязвимые места под левой рукой и в верхней части спины закрывали сплошные металлические пластины с плавным, округлым вырезом для свободных движений левой руки и шеи. Пластина на левом боку называлась ваки-бики, на спине - осицуке-но ита; обе они покрывались кожей с тем же рисунком, что и на цурубасири (вообще в доспехе о-ёрой все сплошные металлические детали покрывались кожей). Часто подобная пластина защищала верхнюю часть груди, как бы наращивая цурубасири; пластина эта называлась муна-ита, а часть доспеха, огибающая левый бок и спину - кабуки-до. Огибающие туловище ряды пластин не доходили до правого бока и непосредственно с цурубасири не соединялись.

В единое целое доспех связывала еще одна цельнометаллическая пластина цуба-ита, располагавшаяся на правом боку - совершенно нетипичная деталь не только для европейского, но и для китайского и вообще восточно-азиатского доспеха. Цуба-ита висела на шелковом шнуре, перекидывавшемся через левое плечо и пристегивалась петлями из такого же шнура в верхней и нижней части к цурубасири спереди и к кабуки-до сзади, а также держалась на месте толстым шелковым шнуром, опоясывающим до. Через плечи сзади наперед перекидывались широкие матерчатые или кожаные ремни ватагами. Они пристегивались шелковой петлей к большой деревянной или костяной пуговице, крепившейся такой же петлей к муна-ита, эти ремни и поддерживали доспех. Из описания видно, что доспех был несимметричным - переднюю поверхность тела и правый бок защищали сплошные металлические пластины, а заднюю и левый бок - гибкие ряды из маленьких пластин санэ, переплетенных шнуром. Несмотря на внешнюю нелепость, такое строение доспеха было функционально обосновано, так как при стрельбе из лука наиболее уязвимыми частями тела оказывались правый бок, грудь и живот, и именно они были защищены прочными цельными пластинами.

Бедра воина защищали четыре подвижных пластины кусадзури, каждую из которых образовывали, как правило, пять горизонтальных рядов плетения. Первоначально кусадзури были совершенно плоскими, но впоследствии их края стали слегка загибаться внутрь, лучше защищая тело воина. К бо они крепились посредством шнура одосигэ и фактически висели на многочисленных шелковых петлях, что позволяло кусадзури свободно двигаться во всех направлениях, не стесняя движений ни пешего, ни конного воина. У всадника передняя и задняя пластины лежали на соответствующих луках седла, а боковые свободно свисали, прикрывая бедра воина.

Верхнюю часть руки закрывали широкие прямоугольные наплечники содэ из шести-семи горизонтальных рядов пластин. Вначале длинные и широкие, к XIV-XV вв. наплечники сужаются, а края их слегка загибаются внутрь. В верхней части содэ крепились к ватагами пластинами сёдзи-ита округлой формы, которые лежали на плечах горизонтально. Сдвигаться вперед или назад наплечникам не давали толстые шелковые шнуры (по одному спереди и по два сзади); передние шнуры начинались от верхнего ряда содэ и привязывались к шнуру, державшему пуговицу, со своей стороны, а задние начинались от верхнего и торца среднего ряда и крепились к большому узлу агэмаки из шелкового шнура, завязанному на спине. Дополняли до две вытянутые в высоту небольшие пластины, крепившиеся с двух сторон в проекции ключиц. Правая, более широкая, состояла из двух-трех горизонтальных рядов санэ, скрепленных шнуром, и называлась сэндан-но ита, а левая, кю-би-но ита, была цельнометаллической либо, реже, кожаной.

Все части доспеха, собранные из мелких пластин (содэ, кусадзури и сэндан-но ита), имели одну особенность: шнур одо-сигэ густо переплетал все ряды пластин, кроме нижнего; таким образом, если в верхних рядах пластины были почти не видны из-под шнура, то в нижнем ряду (который даже имел особое название - хисинуи-но ита) шнур лишь изредка перехватывал са-нэ, оставляя их большую часть на виду.

Дополнял полный доспех самурая шлем кабуто, надеваемый на мягкий головной убор эбоси и так называемые ко-гу - мелкие части доспеха, к которым относились наручи котэ и поножи сунэатэ.Шлем самурая, как и его доспех, состоял из нескольких частей. Колпак шлема хати изготовляли из меридионально расположенных пластин, от 10-12 у простых воинов до 32, 64 или 72 у знатных феодалов; к XVI в. хати нередко состоял из 120 пластин. Пластины скреплялись множеством заклепок в форме шипов, что придавало шлему и его хозяину весьма неприступный вид. Шею защищали 3-5 горизонтальных ряда пластин, называвшихся сикоро. Они крепились к задней и боковым сторонам хати, а спереди 2-4 верхних ряда загибались вбок и кзади (эта часть называлась фукигаэси и защищала лицо от удара сзади). Между ними располагался накладной цельнометаллический козырек мабидзаси. И мабидзаси, и фукигаэси покрывались кожей с тем же рисунком, что и на цурубасири. Украшали шлем три узкие накладные, часто позолоченные, металлические полосы в форме стрел синодаре, спускающиеся от центра хати к козырьку и крепившаяся над козырьком особая эмблема кувагата, изображавшая мифических существ или буддийские символы. Кабуто держался на месте с помощью того же универсального шелкового шнура, который проходил под подбородком и назывался синоби-но оо. Часто шлем дополняла металлическая маска, которая могла закрывать все лицо (сомэн) или только нижнюю часть (мэнпо), и двухрядный комплект защиты для шеи нодова из пластин санэ.

Котэ - так назывались наручи из плотной тканевой основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от основания пальцев до плечевого сустава, на которую нашивались как правило четыре черненые металлические пластины - округлой формы в области запястья и локтя и продолговатой над плечом и предплечьем. Часто пластины соединялись между собой металлической сеткой или кольчугой (за исключением локтевой пластинки), и были богато украшены золотыми насечками. С доспехом о-ёрой практически всегда носился только левый котэ, который скорее предназначался для защиты от тетивы собственного лука, а не от оружия противника. Поножи японского доспеха состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких вертикальных, подвижно соединенных между собой, и закрывали только переднюю поверхность голени, лишь иногда защищая колено. Узор был аналогичен узору на котэ. На ноге поножи удерживались шнуровкой на задней поверхности голени или двумя шелковыми лентами по верхнему и нижнему краю.

До-мару. Этот доспех появился примерно в одно время с о-ёрой и предназначался для воинов низшего ранга асигару. Радикальным отличием от доспеха о-ёрой было отсутствие цельнометаллических пластин, закрывающих туловище. И спину, и грудь защищали горизонтальные ряды мелких пластинок, что делало доспех более подвижным и, следовательно, более подходящим для пешего боя. Первоначально до-мару носили без шлема, наручей и поножей, но к 14-15 вв., когда от лучного боя стали переходить к ближнему бою, этот доспех облюбовали представители военной аристократии и вид его изменился - к этому времени доспех приобрел рукава собэ, а гио-ё сместились на место нагрудных пластин сэндан-но ита и кюби-но ита.

Харамаки-до. Доспех харамаки-до принципиально от до-мару не отличался, поскольку также не имел сплошных металлических пластин, но застегивался не на боку, а на спине, причем ряды пластинок не доходили друг до друга и оставляли достаточно широкую щель. На некоторых харамаки эту щель закрывала узкая длинная пластина сэита с единственным кусадзури внизу. Как и до-мару, харамаки традиционно имел 7 кусадзури и гио-ё, а позднее и собэ.

Хараатэ. Самый простой из пластинчатых доспехов состоял из пяти рядов плетения и защищал только грудь и живот воина. Иногда он имел три кусадзури. На месте хараатэ держался с помощью кожаных или тканевых ремней, перекрещивавшихся за спиной. С ним никогда не носили шлем и мелкие части доспеха, но голову часто защищали хаппури - изогнутой пластинкой из черненого металла, закрывавшей лоб, виски и щеки. В течение многих веков этот доспех был уделом самых бедных асигару, но впоследствие его компактность оценили представители придворной военной аристократии и вплоть до конца XIX в. такой доспех часто носили с церемониальной и бытовой одеждой.

В XVI в. японские пластинчатые доспехи теряют свое значение. Эффективно защищая воина от стрел, они оказались бессильными против европейского огнестрельного оружия, с которым японцы познакомились в 1542 г. Уже через несколько лет в "стране восходящего солнца" было организовано его массовое производство и в 1575 г. 3000 аркебузиров доказали полное превосходство нового оружия в битве при Нагасино. Пришло время нового, "современного" доспеха - тосэй-гусоку.

Тосэй-гусоку. Доспехи тосэй-гусоку (или просто гусоку) изготавливались из широких многослойных металлических, реже кожаных, пластин, прочно скрепленных между собой без каких-либо зазоров, что значительно лучше защищало воина в близком бою. Кроме того, изготовление гусоку отнимало гораздо меньше времени и сил и позволяло в короткие сроки вооружить солидную армию - важное преимущество в период постоянных междоусобиц. Эти факторы обусловили широкое распространение нового доспеха, масса разновидностей которого появилась в конце XVI в. Как и их европейские аналоги, они выдерживали попадание пули на излете, не говоря уже об ударе холодным оружием.

Производство тосэй-гусоку развивалось по двум направлениям: пышные и дорогие изготавливались в единичных экземплярах для высших представителей военной аристократии, менее качественные, но дешевые производились сотнями и тысячами для рядовых пикинеров, лучников, аркебузиров. Основной частью доспеха была кираса до, по внешнему виду которой классифицируются доспехи гусоку.

Первым шагом к тосэй-гусоку стал появившийся в середине XV в. доспех тати-до. Характерным его отличием от родственных доспехов харамаки и о-мару была округлая форма кирасы с выраженной талией. Состоял он из задней и передней половин, соединенных по бокам матерчатыми петлями, а основой служили, как и у других кодзан-до, горизонтальные ряды небольших пластин, переплетенных цветным шелковым шнуром одосивэ, причем сочетание разных цветов на до в зеркальном отражении повторялось на кусадзури. После войны годов Онин (1467-1477 гг.) появились первые экземпляры доспеха мо-гами-до, ставшего прообразом тосэй-гусоку. В нем горизонтальные ряды мелких пластинок хонкодзанэ были заменены изогнутыми цельнометаллическими пластинами кирицукэдзанэ, плотно переплетенными шнурами, как и в старых доспехах.

Производство такого доспеха занимало в 4 раза меньше времени, чем изготовление одного харамаки или бо-мару. Наконец, в первой половине XVI в. окончательно оформился тип доспеха, ставший одним из самых массовых - окэгава-до. Он состоял из горизонтальных пластин, соединенных ковкой, поэтому поверхность кирасы была абсолютно гладкой, без выступающих шнуров. Обычно 5 пластин, идущих вокруг живота, наращивали 3 на груди и 4 на спине. Такая закономерность соблюдалась не всегда, и множество дешевых доспехов для рядовых изготавливалось со старым, опробованным в пластинчатом доспехе, рисунком: 4 пластины на животе, 2 - на груди и 3 - на спине. Изредка пластины шли не горизонтально, а вертикально. Типичный окэгава-до -кираса из выпуклых нагрудной и наспинной пластин, соединенных матерчатыми петлями на левом боку, и застегивающихся на правом.

Такой доспех назывался ни-маи-до. Все части соединялись шнурами и также застегивались справа на костяную или деревянную пуговицу. Особняком стояла кираса рё-такахимо из 2 или 4 раздельных пластин, при надевании соединявшихся друг с другом пуговицами на тканевых шнурах (такахимо). Наконец, всегда оставались популярными доспехи харамаки со щелью на спине и хараатэ, состоявшие из одной нагрудной пластины.

Окэгава-до и нуинобэ-оо были основными типами доспехов около 1550 г. На их основе возникли другие разновидности, широко распространившиеся во второй половине XVI в. Развитие окегава-до шло и в другом направлении - к доспеху из цельнокованых листов железа, на возникновение которого во многом повлияло знакомство с европейским доспехом. Обычная кираса из 2 гладких выпуклых пластин называлась хотокэ-до. Будучи многослойной, она отличалась высокой прочностью и успешно противостояла огнестрельному оружию. Подвидами были нё-до, у которого нагрудник чеканился в виде обнаженного торса, и хатомунэ-до, где передняя пластина была не плоской, а образовывала угол, выступающий вперед. Еще одним очень прочным доспехом был сэнббй-бо, состоявший из толстых пятислойных пластин, скрепленных по типу гомаи-до. Самые богатые даймё могли позволить себе европейские доспехи - нанбан-до, сочетавшиеся обычно с местными деталями.

Оригинальным и весьма эклектичным вариантом была кираса катануги-до, стилизованная под облик монаха: правую половину составляла пластина в стиле нё-до, а левую - плотно переплетенные шнурами горизонтальные пластины от тати-до, причем граница проходила не по середине, а от левого плеча к правому боку, имитируя рясу.

Обычно до изготавливался из 2-х мм качественной стали. Наружная поверхность покрывалась несколькими слоями лака; иногда между сталью и лаком находился слой толстой кожи. Часто при лакировке добивались рельефной поверхности, имитирующей, например, структуру старых доспехов из мелких пластинок санэ. Сочетание различных материалов придавало доспеху дополнительную прочность при сохранении сравнительно небольшого веса (доспех окэгава-до с кусадзури весил 7,7-9,5 кг).

Будучи основным доспехом в середине XVI в., окэгава-до в конце столетия сдает свои позиции под натиском татами-до. Самый простой из всех описанных доспехов, он состоял из толстой матерчатой основы с нашитыми на нее прямоугольными или гексагональными пластинами, иногда дополнительно скрепленными звеньями кольчуги, наподобие отечественного калантаря. Дешевизна и простота в изготовлении сделали его самым массовым доспехом "второй половины XVI в. и в какой-то степени униформой асигару - пехотинцев средневековой Японии. В тоже время знатные самураи из аристократических семейств продолжали использовать старые пластинчатые доспехи харамаки, до-мару и, в меньшей степени, о-ёрой, подчеркивая этим древность своего рода.

Все описанные доспехи держались на теле за счет достаточно узкой талии кирасы, а также с помощью широких плечевых ремней ватагами из металла, кожи или ткани, перекидывавшихся сзади наперед и пристегивавшихся пуговицей на шнуре к нагрудной пластине. Часто под ватагами прикрепляли округлые металлические пластинки кикко (аналог европейской бригантины), такие же пластины могли защищать заднюю поверхность шеи и подмышечную область. Характерной особенностью кикко был рисунок в виде шестиугольников с X-образными перехватами шнура в центре.

К плечевым ремням матерчатыми шнурами пристегивались наплечники содэ. В отличие от старых плоских и широких о-содэ, новые тосэй-содэ были небольшими и изогнутыми и лучше закрывали плечо. Обычно они состояли из 5-6 металлических выгнутых пластин, а к концу XVI в. содэ часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только плечевой сустав. Между собой пластины соединялись шнурами. Старые большие содэ изредка надевали при "парадной форме". Иногда вместо наплечников использовали просто крыльца кохирэ из металла или пластинки кикко.

Снизу к кирасе матерчатыми или кожаными шнурами крепилась "юбочка" из трапециевидных полос кусадзури. Как и содэ, каждая кусадзури состояла из нескольких горизонтальных, слегка выгнутых пластин, подвижно соединенных между собой шнурами. Тип плетения обычно был такой же, как на содэ, но часто не совпадал с плетением на до. Старый рисунок кусадзури, применявшийся в доспехах до-мару и харамаки (7 штук по 5 рядов), изменился, и теперь их обычно было 6 или 8 по 4-5 горизонтальных пластин каждая. В самом конце XVI в. встречаются отдельные от кирасы кусадзури - в этом случае они привязываются к ней с помощью кожаного пояса.

Кроме кирасы до, полный набор доспехов знатного самурая включал шлем кабуто с маской, 2 непременных меча и мелкие части доспеха (когусоку): наручи котэ, наголенники сунэатэ и набедренники хаи-датэ. Полный комплект доспехов весил 8,3-12,5 кг, т. е. в среднем в 2-3 раза легче, чем, например, европейский максимилиановский доспех. Воины низшего ранга асигару носили кирасу и шлем, набор остальных элементов широко варьировался.


По материалам журнала "Сержант"



Японский самурайский доспех

Развитие военного снаряжения Японии имеет свою историю и свои отличительные особенности. Если доспехи европейских рыцарей претерпевали в разные периоды существенные изменения в соответствии с духом и модой времени, в результате введения различных технических и конструктивных новшеств, то военная одежда японских воинов на протяжении веков оставалась почти неизменной. Менялся только материал изготовления доспехов в сторону упрочения. Многие элементы боевого снаряжения, характерные для самурайских доспехов Средневековья, были известны уже в бронзовом и железном веках японской истории.

По мнению многих исследователей, основные элементы раннего японского доспеха были заимствованы из маньжурско-китайской боевой традиции. Археологические раскопки настоящего времени подтверждают данные китайских хроник, в которых говорилось об илоу и их боевых панцирях, изготовленных из костяных пластин. В дальнейшем на форму доспехов также оказывали влияние и знакомство с боевым снаряжением айну, с которыми японцы вели непрекращающиеся войны. В своих наиболее существенных чертах военное обмундирование буси оформилось уже к XII веку - времени начала длительных междоусобных войн. Несколько веков феодализма (вплоть до революции Мэйдзи), последовавших за этим, дали лишь частичные изменения формы и конструкции, целью которых было усовершенствование уже имеющихся образцов доспехов. Объясняется это рациональностью японского военного снаряжения, которое позволяло воину быть более маневренным и подвижным в бою.

Отдельные пластинки, скрепленные между собой шнурами, делали возможным свободное движение самурая. В японском военном костюме было не очень жарко летом и не холодно зимой. К тому же, в отличии от западноевропейских лат, изготовленных для рыцарей по индивидуальным заказам, эти доспехи было легче приспособить к любой фигуре. Военное снаряжение пользовалось особым почитанием и передавалось по наследству.

В комплекс самурайского боевого костюма (оёрои) обычно входили: шлем (кабуто), маска или полумаска (хаппури), панцирь (ко), наплечники (содэ), набедренник (хаидатэ), нарукавники (котэ), наголенники (сунэатэ) и обувь.

Надо заметить, что основным материалом для изготовления доспеха в различные времена являлось все, что угодно: лакированное дерево, кожа, прессованная склеенная бумага, керамика, кость. После знакомства с европейским вооружением и появлением в Японии огнестрельного оружия, основная масса доспехов изготовлялась из металла и появилась тенденция к защите доспешными элементами как можно большего пространства тела, при сохранении, тем не менее, традиционной подвижности.

Военное снаряжение хранилось в специальном деревянном сундучке для доспехов, называемом ёрои карабицу.

Перед началом кампании доспех надевался в следующей последовательности: нижнее платье, шапочка (или специальная повязка - хатимаки), перчатки из кожи и напульсники, верхнее платье, затем икры ног обвязывались обмотками и надевались наголенники, далее шла обувь (меховая, соломенные сандалии или железные башмаки), набедренники, нарукавники, панцирь, под конец закреплялись наплечники. Шлем самурай одевал непосредственно перед битвой. Однако часто в бою самураи снимали свой шлем и использовали в качестве щита для защиты лица от стрел противника.

Ручные щиты применялись в бою редко, так как это препятствовало употреблению двуручного меча. Щитами пользовались обычно только пехотинцы. Большие деревянные щиты (татэ) воины ставили на землю и укрывались за ними от стрел врага.

Непременной принадлежностью костюма воина был военный веер - оги, собранный из ряда пластин и носимый воинами за поясом. Веер использовался самураями не только для обмахивания в жаркое время года, но и для сигнализации и управления войсками во время боевых действий. Складной веер делался из материи, бумаги, иногда с железными накладками. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красного цвета круглый диск, нанесенный на желтый фон. Диск, символизирующий солнце, на обратной стороне выполнялся желтым цветом по красному фону.

Наряду со складными веерами высшее дворянство и командный состав применяли жесткий нескладной веер, часто изготовленный из железа. Этот веер, называвшийся "гумбай-утива", служил полководцам и военачальникам в качестве командирского жезла. Он считался знаком феодала и использовался при необходимости (нападение с мечом или копьем) для самообороны, о чем есть упоминания во многих японских исторических книгах.

В снаряжении конного воина, помимо перечисленных выше атрибутов, добавлялась еще специальная накидка хоро, прикреплявшаяся сзади на доспехи для защиты всадника от стрел противника, которые могли попасть в стык между частями лат. Хоро, известная уже в период Дзёкан (859- 877), получила наибольшее распространение в период Гэм-пэй, продолжая состоять на вооружении самураев вплоть до позднего периода развития японского феодализма. Эта накидка приблизительно двухметровой длины делалась из материи и укреплялась на шлеме и талии воина. Во время движения хоро раздувалась потоками воздуха парусообразно, гася ударную силу стрелы при попадании в нее. Подобная уникальная форма зашиты спины воина от стрел не была известна нигде, кроме Японии.

На спине всадника укреплялось на длинном стержне и небольшое знамя со знаком, по которому можно было издали различить принадлежность воина к дружине того или иного феодала, узнать имя самурая.

Боевой конь - маленькая и выносливая порода лошади - зачастую покрывался шкурами диких животных. Иногда его тело защищалось стеганой попоной или кольчатым панцирем. На груди коня укреплялись металлические пластины, соединенные шелковыми шнурами; на голову надевалась кованая маска (умадзура), выполненная в виде головы быка, что должно было наводить ужас на врага.

Такое снаряжение было характерно для периода правления Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. В комплект боевой амуниции коня (багу) входили также лакированное деревянное седло (кура), стремена (абуми), круглые удила (кан) и т. д.

Обмундирование обыкновенных солдат - самураев низшего ранга (пехотинцев, или асигару) - было намного проще. Оно состояло из грудных лат, ножных шин, сандалий, шлема, который чаще (в XVI в.) заменялся каской из дерева или металла (дзингаса), и полевого военного знака (хата сасимоно).


Повседневная и церемониальная одежда самураев

Показателем общественного положения самурая в социальной структуре феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм. Самураи отличались от массы населения особым платьем, которое разрешалось носить лишь сословию воинов. Только в редких случаях (свадьба, похороны, большие праздники) в виде исключения и особой милости представителям низших сословий (торговцам, ремесленникам и т. д.) позволялось надевать хакама - принадлежность костюма самурая, в то время как на ношение церемониальной одежды буси был наложен для "низов" строжайший запрет, нарушение которого влекло за собой наказание.

В повседневной жизни самураи носили одежду, состоявшую из трех основных частей: плечевого халата - кимоно, поясного элемента - хакама и накидки - хаори, имевшей такой же прямой покрой, что и кимоно. Все эти части (в комплексе - рэйфуку), исполненные в темном или черном цвете, могли также использоваться в качестве парадного костюма.

На верхнее кимоно, надеваемое на белое нижнее кимоно с узкими рукавами (косодэ), и хаори нашивались фамильные гербы (мон) самурая, считавшиеся привилегией господствующего класса. Такая одежда с гербами называлась "монцуки". В соответствии с правилами герб нашивался на одежду в пяти местах: на спине, между плечами, на груди (справа и слева), на обоих рукавах. Однако были известны случаи, когда самураи заказывали себе верхнюю одежду, которая вся была покрыта вытканными или нанесенными краской фамильными гербами. Такая одежда имела название "тобимон".

Фамильный герб (камон) представлял собой большую ценность для самурая, так как он был элементом родословной воина и передавался по наследству вместе с именем. Многие из родовых гербов буси имеют древнее происхождение, уходящее своими корнями в начало II тысячелетия н. э. и в еще более раннее время. Возможно, что мон появился в результате развития орнамента одежды или же, как предполагал П. Швинтек, это остаточное явление, порожденное тотемизмом.

В качестве собственно гербов буси камон первоначально появились на флагах. На доспехи и шлемы гербы начинают наносить уже в период Инсэй, эпоху правления экс-императоров (XI-XII вв.). Приблизительно с того же времени фамильные гербы стали изображать на холодном оружии (большие мечи), конском снаряжении, щитах и т. д.

Фамильные гербы часто жаловались феодалами самураям или просто переходили от сюзерена к вассалу, находящемуся у него на службе. В середине междоусобицы Гэмпэй белые флаги рода Минамото и красные флаги (и знаки) рода Тайра стали переходить в качестве личных знаков к подданным этих родов. То же произошло в провинции Мусаси в объединении Кодама, имевшем на своем знамени герб в виде круглого веера. Три клана, вышедшие из упомянутой партии, переняли этот герб, ставший затем у многих самураев фамильным.

Сюжетами для самурайских гербов могли быть небесные светила и элементы звездного неба, представители восточно-азиатской флоры и фауны, предметы культа, геометрические фигуры и т. д., которые подчас наделялись магическими свойствами и должны были служить обладателю мона талисманом, спасающим от сил зла и неудач в жизни.

Поверх кимоно буси надевали хакама - юбкообразные, часто плиссированные, штаны, похожие на широкие шаровары. Хакама были отличительным элементом одежды самурая. Они шились разной длины, что зависело от положения буси в социальной организации сословия. Если, например, рядовые самураи носили малые хакама (кобакама), то даймё и хатамото на приемах у сёгуна появлялись в нагабакама, имевших длинные штанины, которые волочились по полу.

В военных походах и путешествиях хакама, а также длинное кимоно самураи поднимали и затыкали для удобства за пояс. Хакама могли заправлять и в наголенники.

На кимоно и хакама сверху надевалось хаори, как правило, темного цвета. Несходящиеся полы хаори скреплялись спереди белым бантом, который гармонировал с белыми фамильными гербами. Хаори самурая имело особый покрой, отличительной чертой которого был небольшой разрез внизу на спине; в комплекте с хакама оно составляло японский официальный костюм - "хаори-хакама".

Во время важных церемоний самураи надевали поверх своего официального костюма еще и плотную накидку без рукавов с накрахмаленными плечами, называвшуюся "катагину". Обычно хакама и катагину делались из одного материала. Такое сочетание образовывало ками-симо - парадный костюм самурая, надевавшийся в особо торжественных случаях.

Выделялись самураи среди остального населения Японии также и своей прической. Типы прически являлись показателем социальной градации населения; всякое нарушение установленных правил грозило провинившемуся наказанием. Низшие сословия обязаны были носить только те прически, которые определялись для них. Внутри сословий господствующего класса прическа была своеобразным мерилом, определявшим ранг человека. Высшая знать и даймё отличались от рядовых самураев; низшие самураи и челядь, в свою очередь, - от самураев, стоявших выше.

В древности прическа японского воина была проста, что уравнивало ее с прической основной массы населения. Волосы собирали в пучок и связывали шнурком в один узел на макушке или в два узла на висках. Впоследствии буси стали выбривать переднюю часть головы и делать прическу, получившую название "сакаяки". Обычно такую прическу самурай начинал носить после обряда инициации - гэмбуку. Сакаяки делали самураи всех возрастов. Выбривание волос у лба представителями военного сословия, скорее всего, было обусловлено заимствованием этого вида прически, как, впрочем, и других элементов культуры, у айнов, с которыми военные поселенцы VII-VIII вв. находились в непосредственном контакте.

Торин Рюдзо указывал, в частности, на заимствование японцами у айнов некоторых видов причесок, сущностью которых было выбривание волос на темени.

В конце XVI в. самураи носили особую прическу с выбритыми у лба и на темени волосами. Волосы на висках, которые буси специально оставляли несбритыми, получили в эдо название "кобин" - "локон, оставляемый сбоку". Кобин был характерной чертой прически самурая. Ремесленники и торговцы обязаны были сбривать его. В Киото и Осаке прическа с выбритыми висками стала называться "аэбитай" - "выпуклый лоб". В то время как кобин свободно свисал с висков, все оставшиеся на голове волосы собирались назад и связывались в толстый узел (магэ).

В годы Бунроку (декабрь 1592-октябрь 1596), после открытия порта Иокогама буси вернулись к старым обычаям, завязывая себе на голове большой узел волос. Горожане и крестьяне также примкнули к этой моде, однако их прически, несмотря на подражание самураям, не были подобны магэ военных.

Бороду и усы самураи этой эпохи, как правило, не отпускали; щеки и подбородок, как и волосы у лба, брили ежедневно. Тем не менее, в более раннее время борода и усы были очень популярны у буси, потому что бородатых мужчин называли мужчинами "с мерзким внешним видом", а это считалось необходимым для воина. Вероятно, тем же было обусловлено изготовление военных полумасок с неприятным и отталкивающим выражением лица, снабженных усами и бородой иногда неестественного цвета, которые должны были внушать ужас и отвращение противнику. Старинные описания приводили наиболее распространенный среди воинов вид стрижки бороды и усов: бороду оставляли только на кончике подбородка, концы усов опускались вниз, как у Сугавара-но Митидзанэ, и назывались "тэндзинхигэ".

Наиболее частой среди самурайской молодежи этих же времен (эпоха Тэнна, сентябрь 1681-февраль 1684) была прическа, называвшаяся "дзиин", т. е. "буддийский храм". Позднее, в годы Гэнроку, эта прическа несколько изменилась, но суть ее осталась прежней - волосы выбривались только на темени. У лба их оставляли, завязывали в маленький узел и объединяли с большим узлом, который делали на затылке.

Самураи, утратившие вассалитет и ставшие ронинами, или роси, не делали сакаяки и отпускали длинные волосы. Это являлось как бы внешним показателем отсутствия у воина господина (покровителя).

При посещении двора сёгуна и феодала самураи надевали головные уборы, которые должны были соответствовать их рангу. В повседневной жизни и во время путешествий буси носили большие конусообразные соломенные шляпы (каса), полностью скрывавшие их лицо. В такой шляпе самурай мог ходить по улицам города, занимаясь покупкой необходимого, мог войти и выйти из купеческой лавки неузнанным.

Самураи и ронины пользовались также плетенными из соломы или бамбука шляпами амигаса, имевшими вид низкого широкого конуса. Такая шляпа имела в своей передней части небольшое плетеное окошечко, позволявшее видеть окружающее при скрытом лице. Иногда буси носили шляпу, сплетенную из осоки. Она называлась "сугэгаса".

Своеобразным был головной убор (тэнгай) членов братства "Комосо" - ордена странствующих монахов, в который принимали только самураев. Его плели из бамбука и придавали форму пчелиного улья. Тэнгай предпочитали носить и многие ронины.

Во время непогоды и при ярком солнце самураи употребляли складные зонты (каса), изготовленные из бамбука и промасленной бумаги.

Обычной обувью, носимой сословием воинов, были сэтта - соломенные сандалии на кожаной подошве или плетеные сандалии - дзори. В дождливую погоду применялись деревянные гэга или асида, различавшиеся по высоте цокольных опор. К этой обуви прилагались цумагакэ - кожаные щитки со шнурами для защиты пальцев ног от дождя и грязи.

Все указанные виды обуви были снабжены ремнями и приспособлены для ношения специальных носков с вырезами - таби.


А.Б.Спеваковский "Самураи - военное сословие Японии"

URL записи

@темы: история, Япония, оружие и вооружение